Коррекционная (специальная) педагогика

Коррекционная (специальная) педагогика
   — особая область педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии.
   Становление К.(с.)п. происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления К.(с.)п., как сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика. За столетия своего существования К.(с.)п. значительно расширила область своего применения. На современном этапе она обращена не только к детям с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, но и к детям с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями двигательными, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями и др.
   К.(с.)п. разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального обучения, способные обеспечивать поступательное культурное развитие ребёнка, предупреждение и коррекцию вторичных по своей природе отклонений в психическом развитии (см. Развитие психическое). К.(с.)п. направлена на выявление педагогических условий, необходимых для достижения ребёнком с нарушением в развитии максимально возможного уровня психического развития, образованности и интеграции в социум.
   Центральной проблемой К.(с.)п. является проблема передачи ребёнку с любым нарушением в развитии того социального и культурного опыта человечества, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий и "обходных путей" обучения, специфичных средств, методов педагогического воздействия.
   За время своего существования К.(с.)п. выработала и продолжает накапливать "обходные пути" и специфичные средства преодоления трудностей обучения детей с различной степенью выраженности нарушений в развитии и временем их появления. Например, положительный опыт сформировался в процессе обучения глухих, слабослышащих, позднооглохших детей. Достижением современной К.(с.)п. является разработка научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни) педагогического выявления детей с подозрением на снижение слуха, ранней аудиолого-педагогической диагностики, содержания, методов, форм организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи, позволяющей добиваться качественно иного уровня психического развития детей с нарушенным слухом на ранних этапах онтогенеза, максимально возможной нормализации темпа и хода их психического развития в дошкольном и школьном возрастах.
   На базе достижений в сурдопедагогике раннего возраста современная К.(с.)п. интенсивно развивает научные основы системы раннего (с первых месяцев жизни ребёнка) выявления детей с различными нарушениями в развитии и ранней комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Результаты и перспективы данного направления исследований свидетельствуют о начале принципиально нового этапа развития К.(с.)п., на котором становится неизбежным переосмысление сложившихся в данной области научного знания представлений о содержании, методах и формах организации воспитания и обучения детей с различными нарушениями в развитии.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 128)
   Ч430.1

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Коррекционная (специальная) педагогика" в других словарях:

  • Специальная педагогика — Специальная педагогика  это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных… …   Википедия

  • Специальная педагогика —     составная часть педагогики, одна из ее ветвей, теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических… …   Педагогический терминологический словарь

  • СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогической науки и практики, занимающаяся проблемами обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в силу наличия у них физических и (или) психических недостатков в специальной организации образовательного… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Специальная психология — (Коррекционная психология)  область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся …   Википедия

  • Степанова, Ольга Алексеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Степанова. Ольга Алексеевна Степанова Главный редактор журнала «Логопед» Ольга Алексеевна Степанова  российский учёный. Биография Степанова Ольга Алексеевна – кандидат… …   Википедия

  • Институт Специальной Педагогики и Психологии — (ИСПиП) Год основания 1993 Ректор Шипицына Людмила Ми …   Википедия

  • ИСПиП — Институт специальной педагогики и психологии (ИСПиП) Год основания 1993 Ректор Шипицына Людмила Ми …   Википедия

  • Институт специальной педагогики и психологии — (ИСПиП) …   Википедия

  • Специальные (коррекционные) образовательные учреждения — обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений …   Википедия

  • Дефектология — (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение)     наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Д. интегративная… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»